Китайский производитель самолетов COMAC отодвинул на задний план Airbus и Boeing на авиашоу в Сингапуре
Китайский производитель самолетов COMAC опередил Airbus и Boeing на авиасалоне в Сингапуре. Так, Китайская государственная авиастроительная компания COMAC отодвинула на задний план лидеров отрасли Airbus (AIR.PA), и Боинг на авиашоу в Сингапуре на этой неделе. И продемонстрировала свои самолеты C919 и ARJ21 собственной разработки. Также добиваясь международных сертификатов и иностранных заказов.
«Новый надежный выбор». Так гласила реклама на большом стенде COMAC в центре зала выставки.
Профессионалы в области авиации, правительства и инвестиций собрались на его стенде. И демонстрировали живой интерес со стороны торговых делегатов узнать больше о компании. Так как она на сегодняшний день имеет ограниченное публичное участие за пределами своего внутреннего рынка.
Так самолет C919, конкурент узкофюзеляжных самолетов семейства Boeing 737 MAX и Airbus A320neo, впервые вылетел за пределы территории Китая. И посетители выставки заявили, что рассматривают это как оппортунистический выход для COMAC. Так как во вторник он занял центральное место, И получил заказы на 50 самолетов от китайской Tibet Airlines.
COMAC удалось воспользоваться моментом, когда два доминирующих западных производителя самолетов сталкиваются с проблемами цепочки поставок. И которые расстраивают клиентов авиакомпаний, а Boeing борется с серией кризисов, включая взрыв панели в воздухе в январе.
C919 впервые выставлен за пределами материкового Китая
«В целом я абсолютно приветствую приезд COMAC на вечеринку». Так сказал Майкл Шукс, генеральный директор филиппинской бюджетной авиакомпании Cebu Pacific. И он добавил, что восемь месяцев назад китайская фирма направила большую делегацию для посещения перевозчика.
«Я бы предпочел, чтобы это были скачки на трех лошадях, а не на скачках на двух лошадях». Так сказал он.
Но преобладающее мнение среди лидеров авиационной отрасли, присутствовавших на крупнейшем авиационном собрании в Азии, заключалось в том, что COMAC предстоит пройти долгий путь, чтобы стать серьезным конкурентом. И в ближайшем будущем она будет в основном работать на внутреннем рынке Китая.
«Я думаю, что люди посмотрят еще раз из-за всех этих проблем с доставкой, с которыми сталкиваются Airbus и Boeing. Но мы должны быть реалистами, потому что C919 не был сертифицирован определенными органами. И поэтому призыв к действию ограничен». Так сказал Субхас Менон. Этор генеральный директор Ассоциации азиатско-тихоокеанских авиакомпаний.
COMAC, в отличие от Airbus и Boeing, не отвечала на вопросы СМИ при объявлении заказов. И, кроме того, отказалась предоставить руководителям интервью для обсуждения своего присутствия на выставке и других планов.
ВОПРОСЫ СЕРТИФИКАЦИИ
По данным китайских государственных СМИ, на C919 на данный момент поступило более 1000 заказов. И в основном от китайских авиакомпаний и арендодателей.
Так руководители авиации на выставке заявили, что к модели определенно есть интерес. Но потенциальные покупатели и арендодатели хотели получить одобрение регулирующих органов США и Европы. Однако конструкция самолета сертифицирована только в Китае.
Авиационные власти Китая заявили, что в этом году будут продвигать самолет на международном уровне и добиваться сертификации Агентства авиационной безопасности Европейского союза (EASA).
GallopAir, новая авиакомпания, базирующаяся в Брунее, поддерживаемая китайскими инвесторами, которая заказала 30 самолетов COMAC, включая первые зарубежные закупки C919, сообщила Reuters, что работает с COMAC, чтобы получить разрешения, необходимые для начала полетов самолета ARJ21 в Брунее.
Но до процесса сертификации C919 в Брунее осталось как минимум два-три года. Так сказал управляющий директор Чам Чи. «COMAC необходимо работать больше времени. И нам нужно подождать, и тогда у нас появится уверенность в том, что мы сможем выполнить поставленную задачу».
Индонезийский бюджетный авиаперевозчик TransNusa уже эксплуатирует два самолета ARJ21, регионального реактивного предшественника C919.
Кристиан Шерер, генеральный директор коммерческих самолетов Airbus, сказал, что европейский производитель самолетов приветствовал конкуренцию. Но отметил, что C919 похож на существующие предложения Boeing и Airbus и не будет существенно раскачивать лодку.
«На самом деле это не привносит какой-либо особой дифференциации на рынок». Так сказал он журналистам.
Boeing приветствовал конкуренцию со стороны COMAC, что было «полезно для отрасли», заявил представитель.
ЗАПАДНЫЕ ПРОТИВ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ЧАСТЕЙ
И еще одной серьезной неопределенностью вокруг C919 является его зависимость от западных поставщиков ключевых компонентов. Например таких как двигатели и системы авионики. И это подвергает его геополитическому риску. Так, особенно когда связи Пекина с Вашингтоном и Брюсселем оказываются под давлением.
Эти части также сталкиваются с теми же проблемами в цепочке поставок, что снижает темпы производства у западных конкурентов. Но которые имеют гораздо большую экономию за счет масштаба и более длительные отношения с ключевыми поставщиками.
COMAC заявила, что инвестирует десятки миллиардов юаней в течение следующих трех-пяти лет в расширение производственных мощностей C919. И аналитики ожидают, что она будет работать над отечественными заменителями западных запчастей. Но говорят, что это может занять десятилетия.
«Я думаю, что они продвинулись дальше в плане планера. Но еще больше отстают в технологии двигателей. Технология двигателей очень, очень сложна». Так сказал Юэн Макдональд, компания Rolls-Royce. Это он заявил в своем интервью. И он является главным директором по работе с клиентами гражданской аэрокосмической отрасли.
«В ближайшем будущем им понадобятся западные двигатели».
Двигатели C919 поставляются CFM International. Это совместное предприятие GE (GE.N)., и Safran. Но китайская корпорация Aero Engine Corporation (AECC) разрабатывает отечественный заменитель CJ-1000A, который еще не прошел сертификацию.