Volkswagen и конкуренты работают над головоломкой твердотельных аккумуляторов
Volkswagen, чье стремление разработать «твердотельный» аккумулятор для электромобилей с помощью американского стартапа QuantumScape преследуется задержками, расширяет свою сеть в поисках потенциально революционной технологии.
Немецкий автогигант ведет переговоры с французской компанией Blue Solutions, которая уже производит твердотельные аккумуляторы для электробусов Daimler, об адаптации конструкции для автомобилей, сообщил Reuters источник, непосредственно знакомый с ходом переговоров.
По словам источника, пожелавшего остаться неназванным, поскольку переговоры являются частными, VW и Blue Solutions намерены достичь соглашения о совместной разработке в ближайшие месяцы.
Решение Volkswagen расширить свои возможности в этой области указывает на ряд технических препятствий, сдерживающих более широкое развитие твердотельных технологий, которые его сторонники считают «Святым Граалем» аккумуляторов для электромобилей, обещающих больший запас хода и более короткое время зарядки, чем традиционные. литий-ионные аккумуляторы.
VW заявил, что его сотрудничество с QuantumScape (QS.N) идет по плану. И отказался комментировать, когда его спросили о каких-либо обсуждениях с Blue Solutions.
Представитель Blue Solutions, подразделения французского конгломерата Bollore (BOLL.PA), подтвердил, что работает над аккумулятором для легковых автомобилей. И сообщил, что подписал соглашения о разработке с BMW (BMWG.DE) и другой компанией, а также находится в разработке и разговаривает с третьим, но отказался назвать имена остальных.
VW, Toyota (7203.T), BMW и другие мировые автопроизводители соперничают в разгадке загадки твердотельных аккумуляторов, которые остаются технически неуловимыми, несмотря на десятилетия исследований и миллиарды долларов инвестиций.
«Многие обещания не были выполнены, а несколько автопроизводителей и инвесторов были сожжены», — сказал Рори МакНалти из консалтинговой компании Benchmark Mineral Intelligence. «Существует множество действительно хороших проверенных данных и технологий, но могут ли они (отрасль) сделать это надежно и в большом масштабе?»
Blue Solutions, со своей стороны, сталкивается с трудными задачами по радикальному сокращению четырехчасового времени зарядки, необходимого для ее нынешних аккумуляторов, что вполне осуществимо для автобусов, припаркованных на ночь в депо. Представитель компании сообщил Reuters, что она работает над аккумулятором для легкового автомобиля со временем зарядки 20 минут и намерена построить для него «гигафабрику» к 2029 году.
Отсутствие коммерческого успеха в этом секторе ослабило энтузиазм рынка. По данным PitchBook, объем глобальных сделок венчурного капитала в компаниях по производству твердотельных аккумуляторов упал на 72% в прошлом году до $146 млн.
«Интерес инвесторов к твердотельным батареям ослаб. Они задаются вопросом, стоит ли риск, связанный с твердотельными батареями», — сказал партнер Ibex Investors Джефф Питерс.
QUANTUMSCAPE: ЕЩЕ МНОГО РАБОТЫ
Твердое состояние в идеале предполагает замену жидкого электролита, через который проходит электрический заряд в литий-ионных аккумуляторах электромобилей, на твердый заменитель, тем самым снижая опасность возгорания и уменьшая размер аккумуляторных блоков, а также использование металлического лития в качестве отрицательной клеммы для повышения производительности.
Однако точно определить правильное сочетание химикатов и материалов, чтобы они не вступали в неблагоприятную реакцию друг с другом, — это минное поле.
Предприятие QuantumScape с его крупнейшим акционером VW, вложившим в стартап 300 миллионов долларов, является примером того, как твердотельные технологии не оправдали своих первоначальных обещаний.
Соглашение о разработке, подписанное в 2018 году, предусматривало использование твердотельных электромобилей Volkswagen к 2025 году, что позволит e-Golf более чем удвоить запас хода до 750 км. Когда QuantumScape впоследствии стала публичной в результате обратного слияния со специальной компанией по приобретению в Нью-Йорке в 2020 году, она заявила, что нацелена на коммерческое производство аккумуляторов в 2024 году.
Тем не менее, массовое коммерческое производство остается отдаленной перспективой.
И даже после того, как QuantumScape отправила свои первые прототипы VW и другим потенциальным клиентам в конце 2022 года. Но это, как правило, является началом многолетнего процесса испытаний и сертификации.
Кроме того, батарея не является чисто твердотельной, поскольку в ней используется жидкий электролит, хотя для разделения положительных и отрицательных клемм используется керамика.
«Нам еще предстоит много работы», — сказал Reuters генеральный директор QuantumScape Джагдип Сингх. «Прототип призван продемонстрировать наличие основных функций, а не то, что ячейка полностью устранена с точки зрения всех различных дефектов, которые могут возникнуть в процессе производства».
Акции QuantumScape, достигшие пика в $132,70 в декабре 2020 года, с тех пор упали до $7,37, в результате чего рыночная стоимость компании составила около $3,6 млрд. Компания не сообщила, когда ожидает крупномасштабное коммерческое производство. В Goldman Sachs заявили, что это, скорее всего, произойдет во второй половине десятилетия.
QuantumScape заявила в нормативном документе, поданном в Комиссию по ценным бумагам и биржам США в октябре прошлого года, что она пропустила этапы коммерциализации, предусмотренные в сделке с VW от 2018 года. И что, таким образом, немецкий автопроизводитель имел право прекратить совместное предприятие, если он того пожелает.
ПРОРЫВ ФЛАГОВ TOYOTA
Volkswagen и QuantumScape — не единственные игроки, которые умерили свои амбиции, пытаясь справиться с техническими сложностями полупроводников.
Toyota, крупнейший в мире автопроизводитель, опередивший VW, нацелился на начало производства твердотельных аккумуляторов в 2025 году, но заявил в июне, что теперь не планирует производить их в больших количествах раньше 2027 или 2028 года.
Тем не менее японская компания заявила, что добилась технического прорыва, не предоставив подробностей, выходящих за рамки прогнозируемого пробега в 750 миль и более и времени зарядки 10 минут.
Несколько других компаний имеют планы по выпуску твердотельных аккумуляторов, в том числе китайский лидер по производству аккумуляторов CATL (300750.SZ), LG Energy Solution, Solid Power (SLDP.O), ProLogium, Honda (7267.T) и Nissan (7201.T).
Лидер рынка электромобилей Tesla (TSLA.O) выделяется в отрасли, поскольку не имеет подробно описанных планов по разработке твердотельных аккумуляторов.
Ключевой проблемой, с которой столкнулись ученые-разработчики твердотельных аккумуляторов, является влияние введения металлического лития в анод.
Металлический литий может значительно повысить производительность, но часто вызывает реакции с твердыми соединениями, в том числе образование дендритов, остроконечных образований, которые создают трещины и дефекты и в конечном итоге могут привести к короткому замыканию батареи.
Производители аккумуляторов, автомобилестроители и исследователи пытались использовать в качестве твердого электролита различные вещества трех основных категорий: полимеры, сульфиды и оксиды.
Некоторые компании уже выпустили частичные версии твердотельных батарей, которые предлагают некоторые преимущества этой технологии. Китайские производители электромобилей Nio (9866.HK) и Seres выпустили модели электромобилей с «полутвердотельными» батареями, которые имеют как твердые, так и гелеобразные электролитные компоненты, но не используют литий-металлические аноды.